Запрет на продажу NFT российскимИ резидентамИ: причины и ответственность
Невзаимозаменяемые токены (NFT) представляют собой уникальные цифровые активы, такие как произведения искусства, музыка или коллекционные предметы. В виде NFT также существуют внутриигровые предметы, одежда для аватаров, участки земли и постройки в метавселенной, юзернеймы, доменные имена, билеты и скидочные карты.
По мере развития технологии блокчейн и самого NFT, вероятно, будут появляться новые типы токенов, а существующие категории будут расширяться.
При минте (mint, англ. чеканка) и продаже NFT удерживается оплата в адрес площадки и эмитента NFT (OpenSea, Telegram, GetGems, Binance NFT, Decentraland и т.д.) тоже в криптовалюте.
Так, в ноябре 2022 популярный мессенджер Telegram запустил Fragment — площадку для аукционов по продаже имен пользователей. Юзернеймы преобразуются в коллекционные NFT. Спустя 4 месяца после запуска площадки уже совершено более 30 000 сделок. Платформа по продаже никнеймов работает как аукцион на базе блокчейна TON, и сделки по продаже юзернеймов производятся в криптовалюте TONcoin. Судя по юзернеймам, многие участники сделок резиденты РФ.
«ВКонтакте», в конце декабря 2023 представила сервис VK NFT, где токены можно установить на аватар или витрину в профиле. В будущем соцсеть анонсировала запустить полноценный маркетплейс.
Сбербанк сообщил, что запустит платформу для работы с криптоактивами к началу мая 2023.
Таким образом возникает вопрос – нет ли нарушения при создании и продаже NFT, ввиду того, что любые расчеты в криптовалюте запрещены российским законодательством?
Официальных объяснений на этот счет не существует, однако, теоретически, можно увидеть нарушение, поэтому каждый случай следует рассматривать индивидуально.
Основным вопросом использования NFT в России является недостаток ясных правил для регулирования NFT, что вызывает неопределенность у компаний, криптоинвесторов и авторов, в вопросе законности работы с NFT в России.
Именно поэтому важно правильно определить правовой режим NFT по аналогии закона, учитывая предусмотренное Законом «О цифровых финансовых активах» ограничение на принятие российскими юридическими лицами и российскими резидентами цифровой валюты, в качестве встречного предоставления за товары, работы или услуги.
Кроме того, в Российской Федерации запрещается распространение информации о предложении и (или) приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг).
Однако данный запрет не учитывается децентрализованными приложениями, создаваемыми, в том числе российскими резидентами, которые растут как грибы, по мере развития децентрализованных финансов (DeFi).
Из-за отсутствия определения NFT в российском законодательстве, такой вид токена, ошибочно смешивается с другими видами активов, такими как криптовалюта, цифровые финансовые активы, утилитарные цифровые права.
Из длинного определения цифровой валюты, упоминаемой в Законе «О ЦФА» можно вывести основные признаки криптовалюты - она может быть принята в качестве средства платежа и (или) в качестве инвестиций и отсутствует лицо, обязанное перед обладателем цифровой валюты. Примером криптовалюты является BiTCoin, ETHereum или TONcoin, активно поддерживаемый мессенджером Telegram.
При этом российский законодатель не запрещает принимать цифровую валюту в качестве средства платежа находящимся на территории России до 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев иностранным гражданам.
Понятие цифровых финансовых активов (далее — ЦФА) определено законодателем в Законе «О ЦФА», основные признаки которого — это цифровые права (чаще всего корпоративные), выпуск, учет и обращение которых возможны в информационной системе и выпуск ЦФА возможен только в порядке, предусмотренном Законом «О ЦФА». Таким образом основное отличие ЦФА от криптовалюты – выпуск ЦФА производится в соответствии с законом «О ЦФА», выпуск криптовалюты регулируется white paper эмитента.
Кроме того, в информационной системе (в которой происходят выпуск, учет и обращение ЦФА) существует оператор, включаемый в реестр операторов Банком России. На момент написания настоящей статьи таких оператор в России четыре: Сбер, Лайтхаус, Атомайс, А-Токен.
Понятие утилитарные цифровые права (далее — УЦП) закреплены в законе РФ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ». Основные признаки УЦП - обращаются лишь в инвестиционной платформе (под ней понимается информационная система в Интернете, используемая для заключения договоров инвестирования) и в содержание УЦП входит: право требовать передачи вещи (вещей); право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности; право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг.
Примеры таких платформ: Boomstarter, Planeta ru и т.п.
При этом существует три возможных способа минта (размещения) цифровых объектов в блокчейн. Первый — это токенизация аналогового объекта. Второй — токенизация объекта, созданного в электронной форме. Третий - это цифровой объект можно создать сразу на блокчейне.
Следовательно, учитывая характеристики NFT на блокчейне, возможность самостоятельного создания NFT без соблюдения требований Закона о ЦФА и правоподтверждающую, а не платежную функцию NFT, можно сделать вывод, что NFT не являются цифровыми финансовыми активами, утилитарными цифровыми правами или криптовалютой.
Одним из основных последствий разграничения NFT и цифровой валюты является то, что NFT не требуют декларирования в налоговых органах и полностью подлежат судебной защите, в то время как судебная защита цифровой валюты возможна лишь в случае ее предварительного декларирования в налоговых органах.
Поскольку покупка и продажа NFT происходит на блокчейне, то необходимо рассмотреть способы приобретения NFT и проанализировать их на соответствие требованиям российского законодательства.
Приобретение NFT за цифровую валюту государства. Цифровая валюта государства – форма национальной валюты, которая эмитируется в цифровом виде (например, предложенный Банком России цифровой рубль).
Подобный вариант оплаты за NFT не будет противоречить требованиям российского законодательства, поскольку такая цифровая валюта выпускается самим государством. Однако в настоящий момент цифровой рубль как цифровая форма национальной валюты не введен в оборот, возможность приобретения NFT цифровой рубль невозможна.
Продажа NFT за негосударственную цифровую валюту (Bitcoin, Etherium, Toncoin и др.) - в данном случае оплата NFT цифровой валютой является встречным предоставлением. Следовательно, продавая NFT, его покупатель расплачивается с продавцом криптовалютой, что запрещено для российских юридических лиц и резидентов в соответствии с ч. 5 ст. 14 Закона «О ЦФА».
Такой запрет на использование криптовалюты для оплаты товаров или услуг без различия товаров или услуг, не может считаться хорошей законодательной практикой. Кроме того, сторонам при совершении сделок на практике невозможно идентифицировать друг друга и соответственно выявить резидентом какой страны он является.
NFT не является товаром или услугой классического рынка, на которые направлены ограничения, предусмотренные Законом «О ЦФА».
NFT — это способ фиксации какого-либо объекта виртуального рынка, схожего по своим экономическим свойствам с объектами из игр.
Следовательно, для данных ситуаций должно быть создано специальное правовое регулирование, легализующее возможность продажи NFT: такие случаи должны быть выведены из-под ограничения ч. 5 ст. 14 Закона «О ЦФА», поскольку приобретение NFT за криптовалюту не несет риски внедрения криптовалют в реальный экономический оборот, которые хотел снизить законодатель.
Не смотря на запрет на использование криптовалюты
для оплаты товаров или услуг, в настоящее время в России нет ответственности за операции по сделкам с NFT. Однако, находятся в разработке законопроекты, которые устанавливают административную и уголовную ответственность за нарушения закона в криптовалютной сфере. Кроме того, за сокрытие дохода и уклонение от декларирования криптовалюты никто не отменял наказание за уклонение от уплаты налогов.
Поскольку российские компании с госучастием публично заявили о запуске маркетплейсов и встраивании популярных блокчейнов в свои экосистемы, вероятнее всего в ближайшее время нас ждут поправки в соответствующий закон, например, как это сделал Китай, запустив свою первую регулируемую платформу для торговли невзаимозаимозаемыми токенами для вторичного рынка.
Данная информация не является юридической консультацией и может в любой момент стать устаревшей. Поэтому рекомендуется проверять существующее законодательство и практику перед совершением каких-либо сделок.
автор: Александр Гречкин
© 2022-2023 Все права защищены.
Пишите на почту 5@0535.ru мы читаем все сообщения.